RUSENG

Визуальный стиль расследования «Русская мефедроновая чума» издания «Лента.ру»

Визуальный стиль расследования «Русская мефедроновая чума» издания «Лента.ру»

Я занималась разработкой и реализацией визуального стиля для проекта. Принимала участие как фотограф, арт-директор и графичекий дизайнер.

Проект расследования «Русская мефедроновая чума» состоит из лендинга, восьми лонгридов  и дополнительного контента в соцсетях.

Социальный проект «Ленты.ру» (входит в медиахолдинг Rambler&Co) «Русская мефедроновая чума» получил гран-при премии для медиа и бренд-медиа «Апостол» и взял золото в категории «Медиа» за лучший дизайн и оформление публикаций https://apostol.media/winners/ .

«Лента.ру» стала лауреатом Премии Рунета 2024 за проект «Русская мефедроновая чума» в номинации «СМИ и массовые коммуникации» https://lenta.ru/news/2024/12/10/laureatom/.

Над проектом работали:

Генеральный продюсер: Владимир Тодоров

Руководитель проекта: Светлана Поворазнюк

Арт-директор: Юлия Воробьева

Фото: Юлия Воробьева

Графический дизайн: Юлия Воробьева, Мария Митина, Эдуард Четверик

Разработка и анимация: Наталья Габитова, Антон Киян, Никита Гречишников

Viscom by Rambler&Co: Николай Чернов, Виктор Кириллов

Музыка и саунд-дизайн: Forevert

Издание «Лента.ру» выпустило масштабное расследование «Русская мефедроновая чума», посвященное тому, как самый опасный наркотик влияет на жизни людей и будущее страны. Его авторы спустя пять лет после публикации расследования «Россия под наркотиками» вернулись к теме запрещенных веществ и развития даркнета, претерпевшего в последние годы кардинальные изменения, которые привели к повсеместному распространению мефедрона.

Проект рассказывает, как страна, по сути, превратилась в тестовый полигон для нового наркотика, практически не изученного современной наукой. В расследовании также говорится о том, как в этом смертельно опасном эксперименте участвуют миллионы россиян.

На протяжении последнего года «Лента.ру» общалась с потребителями мефедрона, закладчиками, химиками-варщиками, продавцами и владельцами наркомагазинов в даркнете. Благодаря этому журналистам удалось рассказать, как устроен многомиллиардный рынок мефедрона, кто его контролирует, как вокруг этого наркотика образовалась глобальная экосистема, которая не отпускает никого, кто в нее попадает.

Задача

Разработать и реализовать визуальное оформление масштабного расследования «Русская мефедроновая чума», посвященного тому, как самый опасный наркотик влияет на жизни людей и будущее страны. Визуальное оформление должно помочь читателю погрузиться в атмосферу материала, делая его еще и зрителем.

Разработка

Для реализации визуального оформления была разработана фотосерия. Текстовый материал расследования служил опорой для разработки сюжета, героев, выбора локаций и эстетики. Для первичной визуализации был создан мудборд с примерами.

Выбрана эстетика любительской съемки, чтобы создать живую и аутентичную атмосферу. Этот стиль позволяет передать ощущение спонтанности и естественности, что делает изображения более близкими и эмоционально насыщенными.

Любительская съемка передает ощущение реальности, как будто кадры были сделаны в моменте, без подготовки и постановки. Это создает эффект быстроты и внезапности, идеально передающий динамику и эмоции. Для этого намеренно применялись ошибки и несовершенства, характерные для любительской съемки, которые работают как художественные средства: жесткий свет вспышки и "плоский свет", пересветы и недосветы, заваленный горизонт и "неправильная" компоновка, смазы, расфокус.

Был проведен локейшен-скаутинг. Съемки были разделены на две части. Первая часть — это история про кладменов и покупателей. Был выбран городской маршрут с множеством колоритных локаций — промзона, гаражи, различные заборы, мосты, теплотрасса, многоэтажные дома, дворы, подъезды. Визуализируется деятельность кладменов и тех, кто ищет закладки.

Вторая часть — это история потребителей наркотиков. Был выбран городской маршрут в центре города с барами, клубами, улицами между ними, подворотнями. Визуализируется история от эйфории до депрессии, показывающая жизнь потребителей наркотиков в ночных клубах и подворотнях.

Был продуман набор кадров, которые нужно было сделать, импровизация также присутствовала.

Для цветового оформления проекта были выбраны холодные подтона цветов. Ведущие цвета визуала — насыщенные оттенки мадженты, фиолетового, синего, которые создают эффект неонового свечения.

Неоновые цвета часто ассоциируются с искусственным освещением, такими как неоновые вывески. Такие цвета придают тревожной энергии и отсылают к эстетике городской ночной жизни и наркотической эйфории.

На этапе моушн-дизайна был добавлен эффект выцветания изображений до черно-белого состояния, что символизирует переход от эйфории к депрессии.

К изображениям были применены текстуры, создающие эффект потертости и изношенности, что помогает передать неблагополучную атмосферу.

Визуальный ряд был дополнен информативными графическими элементами, характерными для мира кладменов и потребителей: жеваные жвачки, зиплоки, изолента, красная обводка, которой отмечают место клада, купюры, весы, клад, вещества, трафаретные надписи и другие атрибуты.